ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ
ПРИ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
1.Пояснительная записка
1.1 Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи детей.
1.2. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количе¬ство часов работы — 20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня.
1.3. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патоло¬гию.
1.4. На логопедические занятия отбираются дети подготови¬тельных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.
1.5. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреж¬дении в первую очередь проводится у детей 5—6-летнего возрас¬та, остальные дети обследуются в течение года.
1.6. Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи; и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответ¬ственности за полное устранение дефекта.
1.7. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 20—25 детей в течение года.
1.8. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими.
1.9. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.
1.10. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых вос¬питательских занятий.
1.11. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в «Программе обучения детей с недоразвити¬ем фонетического строя речи», составители ГА. Каше и Т.Е. Филичева
2. Общие положения
1. Логопедический пункт является структурным подразделени¬ем дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) любого вида.
2. Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание ДОУ вводится должность учителя-логопеда (из расчета, не более 20 детей с нарушениями речи, в возрасте 4,5 – 7 лет на одну ставку).
3. Цель деятельности логопедического пункта: раннее выявле¬ние и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дош¬кольного возраста.
Задачи:
- осуществление диагностики речевого развития детей;
- определение и реализация индивидуального маршрута кор¬рекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его струк¬туры, обусловленности, а также индивидуально личностных особенностей детей;
- взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комис¬сиями;
- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.
Направления деятельности:
диагностическое;
коррекциопно-развивающсе (создание условий для эффектив¬ной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего вида деятельности);
информационно-методическое:
оказание консультативной помощи педагогам и родителям;
организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-
развивающего процесса;
организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в соответствии с требованиями к его оснащению;
сбор информации о деятельности логопедического пункта и её анализ.(Приложение 1)
5. Общее руководство и ответственность за деятельность учите¬ля-логопеда несет руководитель ДОУ.
3. Организация логопедической работы
1. Комплектование логопедического пункта осуществляется:
на основании заключений следующего характера:
ФНР (фонетическое недоразвитие речи);
при соблюдении санитарно-гигиенических условий (наличие отдельного входа, справки о здоровье ребенка).
2. Обследование детей на логопедическом пункте осуществля¬ется с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября, а также в течение года по необходимости.
Данные об обследованных на логопункте детях вносятся учи¬телем-логопедом в журнал регистрации.
3. На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заполняется речевая карта (приложение 2).
Преимуществом при зачислении на логопедический пункт пользуются дети, недостатки речи которых, препятствуют успеш¬ному усвоению образовательных программ ДОУ или вызываю появление вторичных нарушений социального характера;
5. Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные и групповые занятия, Количество и про¬должительность занятий зависят от возраст¬ных особенностей ребенка (от 15 до 25 минут не менее .2-3 раз в неделю с каждым ребенком). Темы групповых и индивидуальных занятий с детьми и учет посещаемости детей отражаются в журна¬ле логопедических занятий;
Периодичность и продолжительность занятий зависят от ре¬жима работы дошкольного образовательного учреждения, а также от степени тяжести речевого нарушения.
Периодичность занятий: индивидуальные занятия с детьми по коррекции нарушений звукопроизношения целесообразно проводить не менее 3-х раз в неделю
8. Выпуск детей осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
9. В случаях длительного отсутствия положительной динамики родителям ребёнка (законным представителям) может быть реко¬мендовано обратиться в соответствующие лечебно-профилактичес¬кие учреждения для обследования врачами-специалистами (невро¬
патологом, психиатром, отоларингологом и другими) или в психолого-мсдико-педагогическую комиссию для уточнения диагноза.
Ответственность за посещение детьми, занятий на логопеди¬ческом пункте несет учитель-логопед;
11. Распределение рабочего времени учителя-логопеда осуществ¬ляется следующим образом: 75% - работа с детьми, 15% — консуль¬тативно-методическая работа, 10% - работа с документацией
4. Порядок организации обследования детей психолого-мсдико псдагогической комиссией
Обследование детей психолого-медико-педагогической комис¬сией осуществляется по инициативе родителей (законных предста¬вителей), а также по инициативе специалистов учреждений обра¬зования, здравоохранения, социальной защиты. Во всех случаях
согласие родителей подтверждается их письменным заявлением.
Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей).
На комиссию представляются следующие документы:
свидетельство о рождении ребенка (только предъявляется);
заключение психолого-педагогического консилиума образо¬вательного учреждения, в котором ребенок обучается);
подробная выписка из истории развития ребенка с заключе¬ниями врачей (педиатра»-психиатра, невропатолога; логопеда, оф¬тальмолога, сурдолога, ортопеда);
педагогическое представление (характеристика)
В диагностически сложных случаях, а также в случаях несог¬ласия родителей с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) рекомендуется обследовать ребенка специалис¬тами конфликтной комиссии
Родителям (законным представителям) выдается протокол обследования и заключение ПМПК с рекомендациями. Заключе¬ние ПМПК является основанием (только с согласия родителей или законных представителей) для определения форм получения образования ребенком, создания адекватных его индивидуальным особенностям условий обучения.
Муниципальный орган управления образованием в случае необходимости обеспечивает организацию обследования детей лю¬бой областной психолого-медико-педагогической комиссией. Вопросы финансирования решаются в таких случаях на договорной основе. Взимание денег с родителей не допускается.
Дети-сироты обследуются бесплатно.
При необходимости дополнительного обследования, консуль¬тирования педагогов, родителей псилолого-медико-педагогические комиссии обязаны оказывать соответствующие услуги помимо ут¬вержденного графика (по предварительной договоренности с пред¬седателем комиссии).
Для логопедического пункта выделятся отдельный кабинет, отвечающий санитарно-гнгиеническим нормам.(Приложение 3)
На логопункте ведется следующая документация:
- журнал состояния речи всех детей;
- журнал посещаемости занятий;
- речевая карта на каждого ребенка, взятого на занятия, с ука¬занием даты ввода и окончания занятий;
журнал регистрации;
годовой план деятельности логопедов;
календарно - тематические планы индивидуальных и подгрупповых занятий;
индивидуальные рабочие тетради;
тетрадь взаимосвязи логопеда с родителями;
аналитическая справка по результатам деятельности за год;
расписание занятий и циклограмма использования рабочего времени;
паспорт логопедического кабинета
Приложение №1
Форма отчёта по профилактической работе за учебный год
№ Возраст Обследовано Речевые нарушения Примечания
3-4г. 5 лет 6 лет всего с нару-шения-ми речи ФН фонемати¬ческое недораз-витие речи ФФН ОНР ринола-лия заика¬ние задержка речевого развития направлено вПМПК занятия на лого-пункте
Форма отчёта о количестве обучающихся на дошкольном логопедическом пункте и результатах обучения за
учебный год
Возраст Нарушения устной речи
3-4г. 5лет 6 лет 7 лет фонетический дефект фонематическое недоразвитие речи фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Выявлено детей
Зачислено на логопункт
Отчислено из логопедичес¬кого пункта
Оставлено на логопедичес¬ком пункте
Выбыло
Приложение №2
Структура речевой карты для детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
1. Дата поступления ребёнка на логопедический пункт.
2. Фамилия, имя ребёнка.
3. Дата рождения.
4. Домашний адрес, телефон.
5. Из какого ДОУ поступил на логопедический пункт.
6. Сведения о родителях.
7. Жалобы родителей.
8. Данные о ходе речевого развития (первые слова, предложения)
9. Уровень общего развития ребёнка.
10.Состояние общей и мелкой моторики.
11.Устойчивость внимания, работоспособность.
12.Строение и подвижность артикуляционного аппарата:
- губы
- зубы
- язык
- прикус
- нёбо
13.Общее звучание речи:
- темп
- голос
- интонация
- разборчивость
14.Произношение звуков (гласных, звонких и глухих, мягких и твёрдых согласных, свистящих, шипящих, соноров, аффрикат)
15.Различение звуков на слух и в произношении.
16.Произношение слов сложного слогового состава (например, фотограф, ткачиха, строительство, телефонистка, электричка, велосипед; водопроводчик чинит водопровод)
17.Связная речь (рассказ по картинке, серии картин, пересказ)
18.Лексический запас.
19.Грамматический строй речи.
20.Заключение.
21.Индивидуальный план работы с ребёнком.
22.Результаты исправления речи (отмечаются к моменту выпуска)
23.Планирование
В карте обязательно приводятся образцы детских высказываний.
Приложение №3
Список рекомендуемого оборудования дошкольного логопедического пункта
1. Настенное зеркало для логопедических занятий (50x100) 1
2. Зеркало для индивидуальной работы (9x12) 8
3. Дополнительное освещение у зеркала
4. Логопедические зонды, шпатели
5. Разрезная азбука (настенная) 1
6. Кассы букв (индивидуальные) 8
7. Учебно-методические пособия
8. Настольные игры, игрушки, конструкторы
9. Умывальник 1
10. Классная доска 1
11. Шкафы для пособий 2-3
12. Стол канцелярский 1
13. Столы для занятий с детьми
14. Стулья детские 8
15. Стулья (взрослые) 2-3
16. Настольная лампа 1
17. Песочные часы 1
18. Секундомер 1
19. Метроном 1
20. Магнитофон 1
21. Проигрыватель 1
22. Набор пластинок
23. Диапроектор (или фильмоскоп) 1
24. Кодоскоп 1
25. Экран 1
26. Видеомагнитофон 1
27. Компьютер 1
28. Дискеты
________________________________________
По Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. (Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). - М.,1993г. - С.11).